«Методы оценки торгового персонала»
Эта статья предназначена для тех, кто никогда раньше не занимался оценкой и пока не знает, что это такое и как ее проводить.
Будем разбираться, идти по шагам и, надеюсь, она поможет вам приобрести более квалифицированную и профессиональную команду.
Итак, с чего же начать проводить оценку персонала?
«Если не знаешь, с чего начать начни сначала»
1. Понимание стратегии развития, целей и задач компании
Понятно, что мы планируем проведение подбора, оценки и развития персонала не как бог на душу положит, а соответственно тем целям и задачам, куда «идет» компания.
Практика
Уважаемые владельцы магазинов, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Опишите на листе бумаги максимально конкретно, каким вы видите ваш магазин через три года работы?
- Какова его площадь? Какие в нем есть помещения, отделы?
- Какой ассортимент?
- Какому клиенту (пол, возраст, уровень дохода) интересен ваш товар?
- Внутренний дизайн магазина?
- Отклики и отзывы клиентов о работе магазина?
- С какими сотрудниками вы хотите работать? Их личные и профессиональные качества?
Обращаю ваше внимание, что при ответе на эти вопросы вы должны «гореть», эмоционально зажигаться и максимально точно представлять себе вашу будущую компанию и сотрудников!
Ведь известно, если вы сами знаете, куда вы идете, вы сможете донести эти знания до персонала.
2. Разработка профиля должности сотрудников
Профиль должности включает в себя:
- Профессиональные знания и навыки сотрудников. Например: профессиональный опыт работы с определенной группой товара, знание товара определенной категории (характеристики, состав и пр.).
- Компетенции. Например: стрессоустойчивость, клиенториентированность, нацеленность на результат и т.п.
- Личные особенности, которые соотносятся с корпоративной культурой и ценностями компании.
Также в профиле должности могут описываться:
- Длительность испытательного срока.
- График работы и пр. Например: честность, грамотная речь и т.п.
- Льготы, компенсации.
Профиль должности позволяет:
- Подбирать персонал;
- Формировать кадровый резерв;
- Проводить аттестацию персонала;
- Планировать систему обучения.
Практика
Вот прямо сейчас возьмите лист бумаги и напишите, какие продавцы, с какими знаниями и компетенциями вам нужны.3. Разработка компетенций сотрудников
Уважаемые руководители, мы помним о том, что компетенции сотрудников всегда должны «сочетаться» со стратегией развития компании!
Например: если ваш магазин только-только набирает обороты и ваша цель - привлечение клиентов, вероятно, что здесь наиболее подходящий для вашей компании персонал с компетенциями: нацеленность на результат, стрессоустойчивость, презентационные навыки и т.п.
Конечно, здесь вы думаете и разрабатываете систему компетенций самостоятельно!
Или, если ваш магазин работает давно, и ваша цель - это удержание постоянных клиентов, скорее всего, здесь будут востребованы сотрудники с компетенциями: клиенториентированность, доброжелательность и т.п.
4. Подбор методов оценки
Какие цели преследует компания, планируя проведение оценки торгового персонала? В каких случаях проводится оценка?
- При подборе персонала;
- При формировании кадрового резерва;
- Соблюдение стандартов работы и трудовой дисциплины;
- Аттестация персонала;
- Оценка эффективности обучения.
Исходя из целей оценки, вы начинаете подбирать методы. Очень важно, сделать их «своими», чтобы они «ложились» на ценности и корпоративную культуру компании.
Основные методы оценки торгового персонала
1. «Аттестация»
Метод оценки на соответствие сотрудника занимаемой должности, насколько человек способен справиться со стоящей перед ним задачей.
В процессе аттестации оцениваются основные параметры:
- Профессиональные достижения (результат),
- Профессиональные компетенции,
- Личностный потенциал.
2. «Оценка 360»
При этом методе мнение о профессиональной компетентности сотрудника высказывают его коллеги, подчиненные и непосредственные руководители, а также он сам.
Как правило, при этом заполняется опросник, в котором прописаны определенные критерии, которые необходимо оценить.
Например
Критерий | Коллеги | Подчиненные | Руководитель | Сам себя |
---|---|---|---|---|
Работа в команде | ||||
Обучаемость | ||||
Ответственность | ||||
... |
В классическом варианте уровень развития компетенций оценивается по 5-ти бальной шкале, где:
- 5 - лидерский уровень
- 4 - сильный уровень
- 3 - базовый уровень
- 2 - недостаточный уровень
- 1 - неудовлетворительный уровень
3. «Ассессмент-Центр»
Это комплекс оценочных процедур, который проводится с комплексом различных методов, опросников и кейсов. Чаще всего моделируются ситуации, в которых сотрудник проявляет себя и тем самым появляется возможность, оценить уровень развития его профессиональных компетенций и диагностировать его поведение в той или иной ситуации.
Этапы работы
- Уточняются цели и задачи диагностики с руководством, определяется состав участников, подлежащих оценке.
- Формирование/выбор критериев и параметров оценки:
- Разработка/выбор модели профессионально-важных качеств (компетенций);
- Согласование критериев и параметров оценки;
- Разработка/выбор оценочных методик и упражнений.
- Определяется последовательность проведения диагностики сотрудников, после чего проводится комплексная оценка.
- Проведение оценочных процедур методом «Ассессмент-Центр»:
- Структурированное интервью;
- Индивидуальная диагностика;
- Групповая оценочная сессия.
- Обработка и анализ результатов, подготовка отчета и рекомендаций.
- Очное собеседование с руководителем по результатам диагностики.
- Предоставление информации участникам оценочных процедур (письменно или устно).
4. «Экзамен»
Чаще всего оценивается уровень знаний сотрудников. Например: товара или группы товаров, их особенностей, характеристик.
5. «Ролевая игра»
Проигрывание типичных ситуаций в работе с клиентом. Затем проводится анализ и даются рекомендации.
Чаще всего в роли клиента выступает непосредственный руководитель или бизнес-тренер. Метод позволяет выстроить систему обучения или проработать «болевые» точки работы с клиентом.
6. «Оценка клиентов»
Проведение опроса (анкетирования) клиентов о работе продавца.
7. «Рейтинг»
Проводится на основе регулярной оценки, и по результатам проводится ранжирование сотрудников по определенным критериям (соблюдение стандартов, объемы продаж и т.п.)
8. «Наблюдение»
Проводится непосредственным руководителем (администратором) в торговом зале при работе с клиентом. По результатам заполняется Лист контрольных наблюдений (или чек-лист).
9. «Тайные покупатели»
Это специально подготовленные люди, осуществляющие проверки под видом потенциальных/реальных клиентов и детально рассказывающие о результатах проверок.
После визитов тайные покупатели заполняют бланк оценки, в котором детально прописаны все основные критерии:
- Внешний вид магазина (крыльцо, вывеска, чистота витрин и т.п.).
- Внешний вид торгового зала (чистота, отсутствие личных вещей, неприятных запахов и т.п.).
- Поведение продавцов (общаются между собой по рабочим вопросам, не разговаривают по мобильному телефону, не принимают пищу и т.п.).
- Внешний вид продавца (форменная одежда, чистота, аккуратность и т.п.).
- Этапы продаж: установление контакта, выявление потребностей, презентация, работа с возражениями, завершение продажи).
- Обслуживание на кассе.
- Разрешение сложной или конфликтной ситуации.
Чаще всего визиты записываются на диктофон для объективности оценки и снижения риска подтасовки результатов.
9.1. «Тайный звонок»
- разновидность «тайного покупателя».При данной проверке проверяется соблюдение стандартов ведения диалога по телефону:
- Время звонка, количество гудков до ответа;
- Приветственная фраза;
- Выявление потребностей;
- Приглашение прийти в магазин;
- Окончание диалога, прощание.
10. «Тестирование»
Заполнение тестов на знание товара, определенной товарной группы или технологии работы с клиентом.
11. «Оценка показателей продаж»
Оценивается выполнение плана продаж за период, анализируются причины невыполнения планов.
Частота проведения (рекомендуемая)
Оценка показателей | Частота проведения |
---|---|
Наблюдение | Один раз в неделю |
Ролевая игра | Один раз в месяц |
Тайный покупатель/звонок | Один раз в квартал |
Аттестация | Один раз в полгода |
Оценка со стороны клиентов | Один раз в год |
Ассессмент-центр | Один раз в год |
И в конце, еще раз хочу вам напомнить о том, что система оценки и обучения строится в соответствии с направлениями деятельности компании и стратегией ее развития.
Искренне желаем успехов в развитии!
Автор статьи - Наталья Булгакова (Россия)
Руководитель тренинг-центра #ИдеяПродаж
Опубликовано в журнале «Управление магазином» №03, 2015
Подписаться на рассылку
Заполните форму и вы будете получать наши новости и другую полезную и интересную информацию!✔ Согласен на обработку своих персональных данных (подробнее)
Оставить комментарий
Ваш адрес электронной почты нужен лишь для идентификации и не будет опубликован!✔ Согласен на обработку своих персональных данных (подробнее)